Адаптация к детскому саду

Ms. Ekaterina

child psychologist, family system psychotherapist, teacher of infant development

Adaptation to kindergarten

In many families the question of kindergarten arises after the expiration of paid maternity leave. This happens when the baby turns 1.5 years old. In this regard, many questions arise: "What is the best age to start kindergarten?", "Will the child start catching germs all the time there?", "How will the baby feel in an unfamiliar place?"… and many others.

For parents, the time of the child’s adaptation in kindergarten is no less disturbing than for the child himself. And their feelings during this period affect the child. He feels parental anxiety and gets more tense, too. The way the adaptation period passes will define the baby’s feelings and the comfort of his stay in the kindergarten for the coming years.

At what age is it reasonable to start kindergarten?

A 1.5 year-old has a strong attachment to his mother, and parting for a long time can be very stressful for him. The child is not independent enough yet: not all children at this age go potty or can undress for sleep. But there are a lot of kids in the group, and the nursery teacher cannot physically help everyone. At this age, the child has no need to communicate with peers. Children can touch each other, exchange toys and go their separate ways. No doubt, this is an important part of the development of the toddler, but it is situational in nature.

From the age of 2, the child shows a greater interest in communication with peers, but children still play side by side, not together. It is important that dependence on mother is not as acute as before. If the child gets into the nursery group after he turned 2 years old, then the adaptation will pass easier and more smoothly.

Closer to 3 years old, the child has a need to communicate with peers. If earlier the kid engaged an adult in his game as a partner, now he is interested in spending time with his peers. The age of 3–3.5 years old is time for role-playing games to appear. The baby's speech is actively developing. At this age, the child begins to realize himself, which contributes to the 3 year-old behavior crisis. He can compare himself with other children and thereby learns to form a certain pattern of behavior.

From the age of 3, the child literally needs to communicate with peers, so a kindergarten for a child from 3 years old is almost necessary.

What is adaptation?

Адаптация — это приспособление ребенка к условиям группы детского сада, к его режиму и правилам. На адаптацию влияют следующие факторы:

  • Family environment
  • Personal and physiological features of the child
  • Age

Children with experience of interaction with other kids on the playground or in kid clubs, join the team much faster. The key to successful adaptation is the parents’ contact with the nursery teachers and the psychologist, and their common desire to help the child.

Depending on the age of the child, adaptation may take a different amount of time. If the toddler is open for communication, curious and active, then he will get used to the new environment within a month. But there are situations when adaptation is tough and it slows down to 3-4 months. This happens if the baby is shy, the parents are too anxious, or any baby’s physiological features (for example, hydrocephalic syndrome, neurological problems, asphyxia during labor) prevent him from getting used to new circumstances.

How to help the child during the period of adaptation?

If you want to start kindergarten from the age of 1.5, choose groups in the play support center. Many kindergartens now practice such groups, where a psychologist and a nursery teacher work with a couple mother - baby, as a rule, several times a week for 1 hour. Such groups are useful if you want to continue the kindergarten with the play support groups further on, because the baby gets used to the place, to the teacher, and, with time, to the routines, so his adaptation to the nursery will be much faster and more comfortable. At the same time, he has the possibility of constant contact with a close adult (mother, grandmother, nanny), who brings him to the group. It is also not uncommon when children who attend play support center, get together in one group of kindergarten, this fact also creates a safe environment for kids. There are also groups of short-term stay, where the kids are older, about 2.5-3 years old; they stay in the group with nursery teachers for several hours. Such groups are also called adaptation groups.

Важно понимать, что, если Вы оставляете малыша от 1,5 до 2 лет с чужими взрослыми, у него повышается чувство тревоги, он становится капризным. Как правило, дети долгое время остаются заторможенными в новой обстановке, это происходит вследствие эмоционального шока: смена режима дня, новые люди, помещение, отсутствие рядом близких, — всё это осложняет психологическое состояние малыша. Поэтому на первых порах не оставляйте ребенка в детском саду на целый день.

If you are in a situation when the baby has to stay in the group straight away, then:

  • It is very important to talk to the child about the kindergarten: to tell him that there will be a lot of toys and other nice children, he can sleep and eat there, play outside, and then Mommy will take him home. Everything new is always frightening, so the baby should know for sure that his loved ones will come for him. Start to discuss it a month or two before the kindergarten opens.
  • Go to the kindergarten beforehand to get acquainted and to learn more about it. Talk to the nursery teacher; perhaps she will show the group and get across to the child.
  • At the beginning let your baby take his favorite toy with him. It will protect him from feeling lonely among strangers.
  • During the first month do not leave your baby in the kindergarten for a full day; as he gets used, finds friends, increase the time spent in the kindergarten.
  • Make up a farewell ritual. It shouldn’t be long. For example, you kiss the little one and say: “Mom loves you, and she will come for you at 4 o'clock”. Even if the baby is crying and does not want to let you go, always say goodbye. Do not take French leave. This only exacerbates the situation and creates fears.
  • Never tell lies to the child. If you said that you would come for him at 4 o'clock, keep your word. If you could be late, warn the child about this probability and always say that you will come for him. The child is waiting for you and believes you, do not test his trust.

Dear Parents!
В связи с угрозой распространения COVID-19 нами приняты все меры безопасности! Все продукты питания проходят тщательную проверку, персонал обеспечен масками и перчатками. Мы заботимся о здоровье ваших детей и ждем вас в Little Angels!

X
en_GBEN

Адаптация к детскому саду

Мисс Екатерина

детский психолог, семейный системный психотерапевт, педагог раннего развития

Адаптация к детскому саду

Вопрос о детском саде во многих семьях встаёт по истечению срока оплачиваемого декретного отпуска. Это происходит, когда малышу исполняется 1,5 года. В связи с этим возникает много вопросов «С какого возраста отдавать в садик?», «Не будет ли ребенок там постоянно болеть?», «Как малыш будет в незнакомом месте себя чувствовать?» и многие другие.

Для родителей период адаптации малыша в детском саду не менее волнительный, чем для самого малыша. И их ощущения в этот период влияют на ребёнка. Он чувствует родительскую тревогу и ещё больше напрягается. От того как пройдёт период адаптации будет зависеть, как Ваш малыш будет себя чувствовать в детском саду на ближайшие годы, насколько ему будет комфортно в данной обстановке.

В каком возрасте целесообразно приводить ребенка в детский сад?

В 1,5 года у малыша наблюдается сильнейшая привязанность к маме и он может очень болезненно принять расставание на длительный срок. Ребёнок еще недостаточно самостоятелен: далеко не все дети в этом возрасте ходят на горшок или могут раздеться для сна. А в группе много малышей и помочь каждому воспитатель физически не может. В этом возрасте у ребёнка нет потребности общения со сверстниками. Дети могут потрогать друг друга, обменяться игрушками и разойтись. Безусловно, это важная часть развития малыша, но она носит ситуативный характер.

Начиная с 2 лет ребёнок проявляет больший интерес к общению со сверстниками, но по-прежнему детки играют рядом, а не вместе. Важным является то, что зависимость от мамы уже не настолько обострена, как ранее. Если малыш попадёт в ясельную группу детского сада после 2 лет, то его адаптация пройдёт более безболезненно и гладко.

Ближе к 3 годам, у ребёнка появляется потребность в общении со сверстниками. Если раньше малыш привлекал в свою игру взрослого, как партнёра, то сейчас ему интересно проводить время со сверстниками. В 3- 3,5 года игры малышей становятся сюжетно-ролевыми. Речь малыша активно развивается. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя, чему способствует кризис 3х лет. Он может сравнивать себя с другими детьми и тем самым учится формировать определённую модель поведения.

Начиная с 3 лет, малыш буквально нуждается в общении со сверстниками, поэтому детский сад для ребёнка с 3 лет практически необходим.

Что такое адаптация?

Адаптация — это приспособление ребенка к условиям группы детского сада, к его режиму и правилам. На адаптацию влияют следующие факторы:

  • Семейная обстановка
  • Личные и физиологические особенности ребёнка
  • Возраст

Детки, имеющие опыт взаимодействия с другими детьми на площадке или в детских клубах, значительно быстрее вливаются в коллектив. Залогом успешной адаптации является контакт родителей с воспитателями и психологом, их общее желание помочь ребёнку.

В зависимости от возраста малыша адаптация может занимать разное количество времени. Если малыш открыт для общения, любознателен и активен, то в течение месяца он привыкнет к новой обстановке. Но бывают ситуации, когда адаптация проходит тяжело и затягивается до 3-4 месяцев. Такое происходит, если малыш застенчив, родители излишне тревожны, или какие-либо физиологические особенности малыша (например, гидроцефальный синдром, неврологические проблемы, асфиксия во время родов) не позволяют ему привыкнуть к новым обстоятельствам.

Как помочь малышу в период адаптации?

Если вы хотите с 1,5 лет начать ходить в садик, то выбирайте группы центра игровой поддержки (ЦИПР). Во многих детских садах сейчас практикуют такие группы, где психолог и воспитатель работают с парой мама – малыш, как правило, несколько раз в неделю в течение 1 часа. Такие группы полезны, если Вы хотите в дальнейшем идти в детский сад, при котором находится ЦИПР, потому что малыш привыкает к помещению, к воспитателю, со временем к определённому режиму, и его адаптация к яслям пройдет намного быстрее и комфортнее. При этом он находится в возможности постоянного контакта с близким взрослым (мамой, бабушкой, няней), который водит его в группу. Также нередко случается, что дети, которые ходят в ЦИПР, попадают вместе в одну группу детского сада, этот факт тоже создаёт безопасную среду для малышей. Существуют также и группы кратковременного пребывания (ГКП), где малыши постарше, примерно 2,5-3 лет находятся по несколько часов в группе с педагогами. Такие группы ещё называют адаптационными.

Важно понимать, что, если Вы оставляете малыша от 1,5 до 2 лет с чужими взрослыми, у него повышается чувство тревоги, он становится капризным. Как правило, дети долгое время остаются заторможенными в новой обстановке, это происходит вследствие эмоционального шока: смена режима дня, новые люди, помещение, отсутствие рядом близких, — всё это осложняет психологическое состояние малыша. Поэтому на первых порах не оставляйте ребенка в детском саду на целый день.

Если у Вас такая ситуация, что нужно отдавать малыша сразу в группу, то:

  • Очень важно для начала рассказать малышу про садик: что там будет много игрушек и ребят, он сможет там поспать и покушать, погулять на улице, а потом его мама заберёт оттуда. Новое всегда пугает, и малыш должен чётко знать, что за ним придут. Начинайте рассказывать за месяц или два до начала работы детского сада.
  • Сходите на экскурсию в садик. Познакомьтесь с воспитателем, возможно, она сможет немного пообщаться с ребёнком, покажет группу.
  • Первое время давайте малышу с собой в сад его любимую игрушку. Это не даст ему почувствовать себя одиноким среди незнакомых людей.
  • Первый месяц водите малыша не на полный день, по мере того, как он привыкнет, обзаведется друзьями, увеличивайте время пребывания в детском саду.
  • Придумайте ритуал прощания. Он должен быть недолгим. Например, Вы поцелуете малыша и скажете: «Мама тебя любит, и в 4 часа придёт за тобой». Даже если малыш плачет и не хочет Вас отпускать, всегда прощайтесь. Не уходите «по — английски». Это только усугубляет ситуацию и формирует страхи.
  • Никогда не обманывайте ребёнка. Если Вы сказали, что придёте за ним в 4 часа, то держите слово. Если задержитесь, то предупредите малыша о такой вероятности и всегда проговаривайте, что придёте за ним. Ребёнок Вас ждёт и верит Вам, не испытывайте его доверие.
ru_RURussian
en_GBEnglish ru_RURussian