Адаптация к детскому саду

Мисс Екатерина

детский психолог, семейный системный психотерапевт, педагог раннего развития

Адаптация к детскому саду

Вопрос о детском саде во многих семьях встаёт по истечению срока оплачиваемого декретного отпуска. Это происходит, когда малышу исполняется 1,5 года. В связи с этим возникает много вопросов «С какого возраста отдавать в садик?», «Не будет ли ребенок там постоянно болеть?», «Как малыш будет в незнакомом месте себя чувствовать?» и многие другие.

Для родителей период адаптации малыша в детском саду не менее волнительный, чем для самого малыша. И их ощущения в этот период влияют на ребёнка. Он чувствует родительскую тревогу и ещё больше напрягается. От того как пройдёт период адаптации будет зависеть, как Ваш малыш будет себя чувствовать в детском саду на ближайшие годы, насколько ему будет комфортно в данной обстановке.

В каком возрасте целесообразно приводить ребенка в детский сад?

В 1,5 года у малыша наблюдается сильнейшая привязанность к маме и он может очень болезненно принять расставание на длительный срок. Ребёнок еще недостаточно самостоятелен: далеко не все дети в этом возрасте ходят на горшок или могут раздеться для сна. А в группе много малышей и помочь каждому воспитатель физически не может. В этом возрасте у ребёнка нет потребности общения со сверстниками. Дети могут потрогать друг друга, обменяться игрушками и разойтись. Безусловно, это важная часть развития малыша, но она носит ситуативный характер.

Начиная с 2 лет ребёнок проявляет больший интерес к общению со сверстниками, но по-прежнему детки играют рядом, а не вместе. Важным является то, что зависимость от мамы уже не настолько обострена, как ранее. Если малыш попадёт в ясельную группу детского сада после 2 лет, то его адаптация пройдёт более безболезненно и гладко.

Ближе к 3 годам, у ребёнка появляется потребность в общении со сверстниками. Если раньше малыш привлекал в свою игру взрослого, как партнёра, то сейчас ему интересно проводить время со сверстниками. В 3- 3,5 года игры малышей становятся сюжетно-ролевыми. Речь малыша активно развивается. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя, чему способствует кризис 3х лет. Он может сравнивать себя с другими детьми и тем самым учится формировать определённую модель поведения.

Начиная с 3 лет, малыш буквально нуждается в общении со сверстниками, поэтому детский сад для ребёнка с 3 лет практически необходим.

Что такое адаптация?

Адаптация — это приспособление ребенка к условиям группы детского сада, к его режиму и правилам. На адаптацию влияют следующие факторы:

  • Семейная обстановка
  • Личные и физиологические особенности ребёнка
  • Возраст

Детки, имеющие опыт взаимодействия с другими детьми на площадке или в детских клубах, значительно быстрее вливаются в коллектив. Залогом успешной адаптации является контакт родителей с воспитателями и психологом, их общее желание помочь ребёнку.

В зависимости от возраста малыша адаптация может занимать разное количество времени. Если малыш открыт для общения, любознателен и активен, то в течение месяца он привыкнет к новой обстановке. Но бывают ситуации, когда адаптация проходит тяжело и затягивается до 3-4 месяцев. Такое происходит, если малыш застенчив, родители излишне тревожны, или какие-либо физиологические особенности малыша (например, гидроцефальный синдром, неврологические проблемы, асфиксия во время родов) не позволяют ему привыкнуть к новым обстоятельствам.

Как помочь малышу в период адаптации?

Если вы хотите с 1,5 лет начать ходить в садик, то выбирайте группы центра игровой поддержки (ЦИПР). Во многих детских садах сейчас практикуют такие группы, где психолог и воспитатель работают с парой мама – малыш, как правило, несколько раз в неделю в течение 1 часа. Такие группы полезны, если Вы хотите в дальнейшем идти в детский сад, при котором находится ЦИПР, потому что малыш привыкает к помещению, к воспитателю, со временем к определённому режиму, и его адаптация к яслям пройдет намного быстрее и комфортнее. При этом он находится в возможности постоянного контакта с близким взрослым (мамой, бабушкой, няней), который водит его в группу. Также нередко случается, что дети, которые ходят в ЦИПР, попадают вместе в одну группу детского сада, этот факт тоже создаёт безопасную среду для малышей. Существуют также и группы кратковременного пребывания (ГКП), где малыши постарше, примерно 2,5-3 лет находятся по несколько часов в группе с педагогами. Такие группы ещё называют адаптационными.

Важно понимать, что, если Вы оставляете малыша от 1,5 до 2 лет с чужими взрослыми, у него повышается чувство тревоги, он становится капризным. Как правило, дети долгое время остаются заторможенными в новой обстановке, это происходит вследствие эмоционального шока: смена режима дня, новые люди, помещение, отсутствие рядом близких, — всё это осложняет психологическое состояние малыша. Поэтому на первых порах не оставляйте ребенка в детском саду на целый день.

Если у Вас такая ситуация, что нужно отдавать малыша сразу в группу, то:

  • Очень важно для начала рассказать малышу про садик: что там будет много игрушек и ребят, он сможет там поспать и покушать, погулять на улице, а потом его мама заберёт оттуда. Новое всегда пугает, и малыш должен чётко знать, что за ним придут. Начинайте рассказывать за месяц или два до начала работы детского сада.
  • Сходите на экскурсию в садик. Познакомьтесь с воспитателем, возможно, она сможет немного пообщаться с ребёнком, покажет группу.
  • Первое время давайте малышу с собой в сад его любимую игрушку. Это не даст ему почувствовать себя одиноким среди незнакомых людей.
  • Первый месяц водите малыша не на полный день, по мере того, как он привыкнет, обзаведется друзьями, увеличивайте время пребывания в детском саду.
  • Придумайте ритуал прощания. Он должен быть недолгим. Например, Вы поцелуете малыша и скажете: «Мама тебя любит, и в 4 часа придёт за тобой». Даже если малыш плачет и не хочет Вас отпускать, всегда прощайтесь. Не уходите «по — английски». Это только усугубляет ситуацию и формирует страхи.
  • Никогда не обманывайте ребёнка. Если Вы сказали, что придёте за ним в 4 часа, то держите слово. Если задержитесь, то предупредите малыша о такой вероятности и всегда проговаривайте, что придёте за ним. Ребёнок Вас ждёт и верит Вам, не испытывайте его доверие.
ru_RURussian
en_GBEnglish ru_RURussian