Дошкольники - какие они?

Мисс Екатерина

детский психолог, семейный системный психотерапевт, педагог раннего развития

Дошкольники — какие они?

Ваш малыш уже имеет некоторый опыт, который использует в своей жизни. Его по-прежнему все удивляет и вызывает неподдельный интерес. Ребенок быстро всему учится, познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых. У малыша появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых, однако он отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых. Именно поэтому ведущим видом деятельности в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра, в которой малыш благополучно проигрывает все, что наблюдает и видит вокруг. Сюжетно-ролевая игра не является забавой для ребенка, он по-взрослому, по-настоящему проживает все события, свидетелем которых когда-то являлся, благодаря ей он многому учится и многое приобретает. Так малыш в рамках игры развивает в себе способность приостанавливать свои аффективные эмоции для оценки и прогнозирования ситуации, дифференцировать свои состояния и переживания. Игра позволяет осознать принятые нравственные нормы, появляется социализированная речь, развивается наглядно-действенное и появляется наглядно-образное мышление.

Важным событием, если оно не пришлось на раннее детство, является поступление ребенка в детский сад. Поступление ребенка в сад является стрессом, однако именно там он приобретает навыки межличностного взаимодействия со сверстниками в группе, получает определенный статус.

Изобразительная деятельность занимает не последнее место в жизни и сфере интересов ребенка: дети активно рисуют различными материалами, причем как девочки, так и мальчики. Даже примитивные каракули в начале дошкольного возраста являются средством развития штриховой деятельности. Посредством творчества ребенок учится создавать графические образы, постепенно усложняется содержание рисунков. Ребенок активно проявляет интерес к изобразительной деятельности, и очень важно его в этом поддержать. Помните, что в этом возрасте дети по-своему видят мир, он качественно отличается от восприятия взрослым человеком. Это восприятие отражается в содержании рисунков, выборе цветовой гаммы — не судите строго продукты творчества Вашего чада, не формируйте в нем шаблонное мышление, искореняющее творческое начало, которое есть в каждом!

Постепенно развивается самосознание ребенка, то есть знания и представления о самом себе.

Ребенок начинает понимать, что его имя не является только ему принадлежащим, что оно имеет индивидуальные черты: разные люди и в разных ситуациях его зовут по-разному. В это время начинается знакомство с отчеством. Ребенок с гордостью всем представляется по имени и отчеству, однако это является лишь попыткой приблизиться к взрослому, осознания происхождения отчества еще не происходит.

Происходят изменения в осознании половой принадлежности: к 4-5-ти годам ребенок усваивает мужскую и женскую модель поведения, которую видит в своей семье. Появляется стойкое представление «я-мальчик» или «я-девочка», детки стараются во всем это демонстрировать и претендуют таким образом на то, чтобы окружающие с этим считались. «Я не буду носить синюю футболку, потому что это мальчишеский цвет» — заявляет дочка своей маме. «Ты не должен обижать девочек, потому что ты мальчик!» — воспитывает девочка непутевого мальчишку во дворе.

Весьма интересны изменения относительно их восприятия настоящего и будущего. Так, малыши в 2-3 года считают себя взрослыми, о будущем они почти не задумываются и им сложно не только понять, но и даже представить, что оно из себя представляет. Они полагают, что старость — это не закономерность жизненного цикла, а желание человека. В 5-6 лет детки начинают понимать ступенчатый характер взрослости, будущее воспринимается ими оптимистично. Появляется снисходительное отношение к своему прошлому: «Когда я был маленьким, я плохо говорил». Взросление воспринимается как умелость. С осознанием цикличности жизни дети начинают бояться смерти своих родителей. Для этого возраста типичны сны, которые касаются страха смерти и потери близких.

В дошкольном возрасте детки знакомятся с правами и обязанностями. Первоначально о них они узнают от родителей и родственников, с которыми общаются. Затем круг социальных контактов расширяется: в детском садике в отношениях со сверстниками происходит осознание норм, обычно бытового характера.

Ролевые игры, занимающие большую часть времени, учат не только взаимодействовать со сверстниками, выполнять правила игры, но и разрешать конфликтные ситуации с товарищами, считаться с мнением других.

Что касается развития познавательных психических процессов, то центральное место занимает память.

Дошкольный возраст завершается кризисом семи лет, который обусловлен развитием самосознания ребенка.

Симптомами кризиса являются:

  • Потеря детской непосредственности и наивности. Теперь между желанием совершить поступок и непосредственно самим поступком вклинивается интеллектуальный, оценочный момент, то есть возникает переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
  • Манерничанье. Малыш не всегда открыт окружающим, что-то строит из себя, что-то скрывает.
  • Симптом «горькой конфеты». Ребенок будет стараться внешне не показывать и не проявлять, что ему плохо. Ребенок может замыкаться в себе и становится неуправляемым.

Все эти симптомы обусловлены тем, что ребенок осознает свои переживания, он понимает, когда он огорчен, рад, удивлен. Теперь малыш начинает задумываться, а что принесет ему то или иное действие, стоит ли его совершать. Именно это является важным компонентом, который определяет переход на следующий этап развития и требует новых условий и формата взаимодействия с окружающими, что, собственно, ребенок и получает при поступлении в первый класс.

ru_RURussian
en_GBEnglish ru_RURussian