Психологические особенности детей

Мисс Екатерина

детский психолог, семейный системный психотерапевт, педагог раннего развития

Психологические особенности детей от года до трех лет

Период раннего детства является очень хлопотным для родителей, так как требует от них постоянного пристального внимания к ребенку. Ваш малыш активно стремится познать окружающий мир, ни на секунду не успокаиваясь, ему все интересно рассмотреть, потрогать, попробовать предмет в различных действиях. Откуда берется это стремление познавать и как его развить? Какие условия необходимо создать для этого? Какие познавательные психические процессы в данный возрастной период наиболее восприимчивы для развития?

Вначале рассмотрим специфическую систему отношений малыша в социальной действительности, в которой происходит психическое развитие. С одной стороны, ребенок стремится к самостоятельному выполнению действий с предметами, с другой стороны, способ действия с предметом принадлежит взрослому. Очень важно продемонстрировать ребенку все функциональные возможности предмета. В это время Ваш ребеночек начинает делать первые шаги, более уверенно брать предмет, выполнять с ним многочисленные действия, что пробуждает в ребенке самостоятельность. Постарайтесь найти баланс между инициативой ребенка и Вашей готовностью прийти к нему на помощь. Любые открытия, пусть и пустяковые на Ваш взгляд, поощряйте, хвалите Вашего малыша. В силу открытости и непроизвольности, Ваш малыш может открыто сам похвалить себя за что-то. Не стоит одергивать малыша, разделите его радость, ведь именно сейчас закладывается основа для самооценки, самоуважения и самосознания, то есть ребенок начинает понимать, какой он в глазах окружающих, особенно в глазах мамы и папы. Ребенок впервые начинает испытывать гордость за себя, свои достижения и успехи.

Что касается развития познавательных психических процессов, то в наибольшей степени улучшаются восприятие, мышление, речь, посредством которых вырабатываются другие психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память).

Помимо развития познавательных процессов, активно развивается личностная сфера Вашего малыша, что во многом объясняет его поведение, характер взаимодействия с окружающими предметами. Волевая сфера только начинает свое формирование, поэтому если Ваш малыш увлечен игрой, он вряд ли сможет волевым усилием оторваться и пойти кушать. Наблюдая за поведением и характером взаимодействия Вашего малыша с окружающими предметами и людьми, можно увидеть первые признаки типа темперамента. Вы наверняка замечали, что все детки очень-очень разные: кто-то не может ни секунды усидеть на месте и доделать начатое, кто-то, наоборот, скрупулезно будет завершать начатое мероприятие; одни детки рассудительные, последовательные, у других одна мысль бежит впереди другой. Ваши наблюдения помогут гармонично выстроить отношения с Вашим малышом, идите от его природы, принимайте его таким, какой он есть: ни в коем случае не надо требовать от активного ребенка спокойно сидеть и собирать пирамидку, помните, что тип темперамента — это не прихоть ребенка, а специфика устройства его нервной системы. Безусловно, со временем, с развитием волевого компонента Ваш малыш сможет регулировать свое поведение. В этот период формируются черты характера, и они полностью зависят от характера общения с близкими людьми в ходе игровой деятельности. Воспитывая малыша, помните, что его желания неустойчивы и неконтролируемы; отсутствует соподчинение мотивов: ребеночку этого возраста крайне сложно сделать выбор, например, какие игрушки он возьмет сегодня на прогулку. Также Вашему малышу будет очень трудно понять, что чувствуете Вы или другие люди, то есть он еще не способен поставить себя на место других вследствие эгоцентризма. Благодаря развитию личностной сферы у малыша формируются первые формы проявления самосознания, которые проявляются в том, что ребенок узнает себя, называет себя по имени и у него появляется первичная самооценка. Но для родителей эта, казалось бы, позитивная сторона в развитии личности их чада внешне оборачивается ужасным, так называемым «кризисом трех лет».

Проявляя и демонстрируя такое поведение, ребенок хочет отстоять свое «Я-сам», хочет, чтобы близкие люди признали в нем самостоятельность. Дорогие родители, наберитесь терпения и дайте возможность ребенку развиваться, быть личностью и иметь свое мнение. Именно в этом возрасте закладывается основа стиля его жизни, то есть то, как ребенок будет относиться к жизни и ее выстраивать.

ru_RURussian
en_GBEnglish ru_RURussian